Методы

     Для того, чтобы приступить к информационному этапу исследовательской работы необходимо определиться с методами исследования.
     Метод исследования – это способ достижения цели исследования;  «путь постижения, познания истины, сущности предметов и явлений».
     Методы исследования могут быть теоретическими, эмпирическими, экспериментально-теоретического уровня.
     Теоретические методы определяются по основным мыслительным операциям: изучение и обобщение, абстрагирование, идеализация, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, аксиоматика.Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.
     Эмпирические методы: наблюдение, сравнение, интервью, анкетирование, опрос, собеседование, тестирование, фотографирование, счет, измерение. С помощью этих методов исследования изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы. 
     Методы исследования экспериментально-теоретического уровня - это эксперимент, лабораторный опыт, анализ, моделирование, классификация, рейтинг, исторический, логический, синтез, индукция, дедукция, гипотетический. Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.
     При анализе полученной информации и выполнении практической части исследования обязательно будут использованы математические методы:
- Статистические методы
- Методы и модели теории графов и сетевого  моделирования
- Методы и модели динамического программирования
- Методы и модели массового обслуживания
- Метод визуализации данных (функции, графики)

Предлагаю (материалы созданы в результате совместной коллективной деятельности Intel-обучение в рамках мастер-класса "Исследование с нуля")
познакомиться с      таблицей 
методов     исследования 
(ссылка->)Таблица Методы исследования 

и выполнить задания,    пройдя по ссылкам: 

Итак, информационный  этап работы состоит из следующих действий:
- Поиска  необходимой информации  в печатном и электронном виде по выбранной теме
- Составления  списка необходимых изданий
- Работы  с найденными источниками – отбор материала, необходимого для дальнейшей  работы, его анализ и структурирование.


Предлагаю Создать Вебмикс для быстрого перехода на необходимые Web-ресурсы при поиске информации. 
Symbaloo.com. Webmix — (набор плиток, каждая из которых — ссылка на сервис или сайт) представляет собой компиляцию из плиток на определённую тему или по определенному предмету, благодаря этому сервису можно создать собственный набор закладок.
Создать собственный вебмикс вам поможет презентация Е.Г. Тимохиной Symbaloo_Кейс_ученика. 

     
Практический этап
Практический этап исследовательской работы включает проведение эксперимента, выполнение необходимых расчётов, проведение социологического опроса и его обработку, изготовление компьютерной программы, модели или установки.
      Анализ полученных результатов, выводы.
     После выполнения всех необходимых наблюдений, измерений, опытов, экспериментов, проведения опросов, изготовления моделей, создания компьютерных программ  необходимо проанализировать полученные данные. Анализ полученных результатов должен подтвердить или опровергнуть гипотезу, выдвинутую в начале вашего исследования. Обоснуйте свой вывод - объясните, почему вы считаете вашу гипотезу подтверждённой или опровергнутой. На основании анализа полученных данных формулируют заключение, выводы.
              В заключении можно использовать следующие фразы:
-  Были изучены  ( соответствующие аспекты поставленной проблемы)…
-  Выявлены факторы (влияющие на решение проблемы, подтверждающие поставленную гипотезу)…
-  Проверены практически предположения о…
-  Сделаны выводы о том, что…
-  Разработаны рекомендации…


17 комментариев:

  1. Интерактивные задания по методам исследования - увлекательные, а таблица удивила своим разнообразием примеров и глубоким содержанием. Студент БиФ КемГУ

    ОтветитьУдалить
  2. Замечательные онлайн-задания! Выполнишь упражнение, и метод исследования понятен, ясен и прост! Спасибо за предложенные клише (фразы), чёткую структуру построения исследовательской работы, воодушевляющий на исследование алгоритм защиты исследовательской работы! Ученица 11 класса

    ОтветитьУдалить
  3. Вероника Викентьевна! Ваш ресурс очень интересен и полезен, как для учеников, так и для учителей, как для начинающих исследователей, так и для опытных. Методы исследования представлены в полном объёме с примерами, с интерактивными обучающимися заданиями!

    ОтветитьУдалить
  4. Коллеги и ребята! Предлагаю Вам создать собственный набор закладок на нужные, полезные и любимые ресурсы с помощью сервиса Symbaloo.com

    ОтветитьУдалить
  5. Вероника Викентьевна! Все что новое для нас педагогов всегда полезно, особенно новые ресурсы в гугле. В своей работе наверняка можно использовать любой предложенный вами. Спасибо за организацию и помощь

    ОтветитьУдалить
  6. Вероника Викентьевна! Материал, представленный в блоге действительно полезен. Замечательные интерактивные упражнения помогают в интересной форме разобраться с методами исследования. Предложенные Вами ресурсы можно, и несомненно нужно, использовать в своей работе. Большое Вам спасибо!

    ОтветитьУдалить
  7. Вероника Викентьевна! Материал ресурса очень интересный, полезный и разнообразный. Информация чётко структурирована, доступна, позволяет не только познакомиться с новыми ресурсами ( карта Google, Wiki-газета, виртуальная доска), но и на практике применить те, о которых знала, но не использовала для составления заданий (learningApps.org). Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  8. Вероника Викентьевна! Исследовательская работа всегда предполагает выбор методов исследования, что порой вызывает затруднения и у опытных исследователей. Различные источники (в т.ч. интернет) предлагают огромное множество классификаций методов по самым разным критериям. На страницах блога материал о методах исследования не только четко структурирован, но и доступно изложен. Кроме того приведены интересные упражнения и примеры. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  9. Вероника Викентьевна! Спасибо за ресурс. Материал нужный и полезный. Все четко и понятно не только для педагогов, но и для обучающихся.

    ОтветитьУдалить
  10. Вероника Викентьевна! Материал, представленный в блоге, помог систематизировать знания по выполнению исследовательской работы. Информация изложена доступным и понятным языком. Большое спасибо.

    ОтветитьУдалить
  11. Чем больше занимаешься исследовательской деятельностью с обучающимися, тем больше хочется узнать об этой работе. Ваш блог "Методы" будет полезен и учителям и обучающимся, т.к. оформление работы часто вызывает затруднения. Информация представлена доступно, понятно и чётко. Спасибо за Ваш ресурс!

    ОтветитьУдалить
  12. Вероника Викентьевна! Материал, представленный в блоге, помог разобраться в методах исследования. Информация изложена доступно , понятно и четко. Большое спасибо.

    ОтветитьУдалить
  13. Вероника Викентьевна! Большое спасибо за организованную Вами работу в рамках сетевого проекта. Много полезной информации для профессионального роста педагога. (Московских Н.В.)

    ОтветитьУдалить
  14. Вероника Викентьевна, огромное Вам спасибо за прекрасный ресурс.Материал представлен широко, интересен и полезен не только обучающимся, но и педагогам.

    ОтветитьУдалить
  15. Вероника Викентьевна,выбор методов исследования стал понятен, благодаря вашему курсу. Многие затруднения при ведении исследовательской работы, теперь не так затруднительны.
    Спасибо .

    ОтветитьУдалить
  16. Спасибо за предоставленный материал! На страницах блога материал о методах исследования доступно и качественно изложен. Хороший вклад внесли и коллеги!

    ОтветитьУдалить
  17. Коллеги, спасибо Вам за добрые слова, отзывчивость, добросовестность!

    ОтветитьУдалить